Существует несколько типов электронных подписей (ЭП) для предпринимателей. Она может состоять из пары в виде пароля и логина либо быть квалифицированной с дополнительными свойствами защиты или неквалифицированной.
Виды
Создать неквалифицированную ЭП можно с помощью домашнего персонального компьютера после установки специализированной программы. Что касается квалифицированной, для её создания необходима программа по криптографии, которая должна соответствовать стандартам ГОСТ.
- Когда нужно подписать первичную документацию, предприниматели используют неквалифицированную ЭП. Для этого нужно достичь согласия с партнёрами. Квалифицированная подпись обладает одинаковой юридической силой с поставленной вручную.
- Получить квалифицированную ЭП реально только при обращении в один из специализированных удостоверяющих центров, которые прошли аккредитацию. Стоимость изготовления для индивидуального предприятия составляет от 1900 рублей, а заявку, обычно, подают в онлайн-формате. Получают реквизит электронного документа лично или с помощью курьера.
Специалисты удостоверяющих центров занимаются созданием уникальных кодов (шифров) для каждой ЭП, составляют ключи и переносят изображение в цифровой формат. После этого владелец становится обладателем сертификата, а данные о нём передаются в Росреестр.
Время, в течение которого действует сертификат — 12 месяцев, после чего его надо регулярно продлевать с генерацией нового кода.
Зачем ЭП предпринимателю?
Электронная подпись нужна предпринимателю для удостоверения:
- заявлений в государственные органы;
- всей электронной документации;
- бухгалтерских счетов;
- иной «первички»;
- платёжек в банки;
- исковых заявлений в судебные инстанции.
Преимущества и недостатки
Главное преимущество — экономия времени. Например, если бизнесмен переезжает на другой адрес, ему можно подать об этом онлайн — заявление в налоговую, а не ехать туда лично. Если контрагенты, с которыми работает предприниматель, живут в других городах или регионах, для удостоверения всех документов допустимо использовать ЭП. Владелец также имеет право расширенного доступа ко многим интернет-ресурсам и отправляет почти все документы с домашнего компьютера.
Есть у ЭП и единственный недостаток. Например, при утере владельцем цифрового носителя, восстановить уникальный ключ не представляется возможным, а заказывать ИП ему придётся заново.
Где её получить?
Есть предприниматели, пользующиеся закрытым ключом не чаще трёх-четырёх раз в год — например, для отправки в ФНС налоговой декларации. В данном случае они получают подпись бесплатно, пользуясь Личным кабинетом налогоплательщика. Такой реквизит имеет ограниченный срок действия, истекающий спустя год, а пользоваться им возможно только подписывая декларацию.
Если бизнесмен является пользователем портала «Бизнес Сбербанк Онлайн», он может заказать простую ЭП бесплатно либо квалифицированную за установленную оплату. Для этого необходимо заполнить заявку в онлайн-формате с загрузкой копий паспорта и СНИЛС. Такой вариант допустимо применять только внутри взаимодействий с сервисом банка, а для решения иных задач лучше сразу изготовить электронную подпись на цифровом носителе.
Как вам статья?