Если вы твёрдо решили заняться гостиничным бизнесом, но не знаете, с чего начать, самый оптимальный вариант для новичков в этой сфере — открытие хостела. Вложения, потраченные на открытие такого заведения, будут минимальными, а срок окупаемости составляет в среднем от 6 до 12 месяцев.
Данная идея уже давно пришла в нашу страну из-за рубежа, и теперь в России каждый год открываются новые хостелы, которые имеют успех как в определённый сезон, так и вне его, в зависимости от места, где расположено средство размещения, и от бизнес-политики, используемой руководством. В российском понимании хостел — это своего рода временное общежитие, где в одном помещении могут одновременно жить от 2 до 25 человек.
Помещение
Первый вопрос, возникающий у предпринимателя, который хочет открыть свой хостел — помещение. Его можно выкупить либо взять в аренду, отремонтировав на своё усмотрение. И тот, и другой вариант одинаково выгодны. Например, аренда обойдется гораздо дешевле, но если выкупить определённую площадь, в ней владелец может сделать какую угодно перепланировку, не опасаясь того, что ему теоретически могут когда-нибудь отказать в аренде, и все вложенные средства будут потеряны.
Существует национальный стандарт, согласно которому определены требования к размерам помещения для хостелов (РФ ГОСТ Р 56184-2014). На одну кровать в жилом секторе должно быть выделено не менее 4 м², в том числе площадь самой кровати. Иными словами, если в комнате установлены двухъярусные спальные места, рассчитанные на 20 человек, общая площадь должна составлять, как минимум, 40 м². При установке обычных кроватей этот показатель увеличивается вдвое, до 80 м².
На 15 человек обязательно предусмотрены:
- умывальник;
- душ;
- туалет.
Это минимальные требования. В хостелах более высокого уровня показатели могут быть другими, в зависимости от площади помещения и перепланировки. Также нужно оборудовать зону для отдыха. Обычно, её располагают недалеко от ресепшена. Кроме того, нужно предусмотреть небольшую мини-столовую и помещение для обслуживающего персонала.
Вопрос локации
Лучше всего выбирать место в центре города, расположенное близко к местным достопримечательностям и удобное с точки зрения инфраструктуры. Раньше выбрать такое место можно было легко, потому что большая часть хостелов находилась в жилых домах. Однако сейчас на уровне Государственной думы ведётся рассмотрение нового законопроекта, и если он будет принято размещение хостелов в жилом фонде вскоре запретят. Поправки в законодательство обсуждаются в государственных структурах уже длительное время, однако не стоит сознательно идти на риск, потому что, разместив заведение в жилом доме, предприниматель может лишиться его в любое время.
Уже практикуют новый способ размещения хостела — в так называемых апартаментах. Их предлагают застройщики как для временного, так и для постоянного жилья. Рядом с апартаментами всегда предусмотрены инфраструктура и благоустроенная территория, в связи с чем это место будет пользоваться спросом у постояльцев. Кстати, юридически апартаменты относятся к нежилому фонду, поэтому возможные поправки в законодательстве на них не распространятся.
Что касается цены на недвижимость, точно определить её сложно. Она во многом зависит от того, в каком районе находятся апартаменты. В любом случае, аренда обойдётся предпринимателю в десятки тысяч, а если он планирует выкупить недвижимость, речь уже пойдёт о миллионных суммах с увеличением срока окупаемости.
Независимо от того, берёте вы помещение в аренду или планируете приобрести его в собственность, вам понадобится сделать закупку соответствующего оборудования, перепланировать и отремонтировать комнаты (полностью или частично). Примерная стоимость расходов на обустройство небольшого хостела вместимостью 30 человек составит от 1,5 до 2 млн. рублей, если общая площадь помещения будет 130 м². Перед проведением работ составьте максимально точную смету расходов, которая поможет вам их планировать и избежать ненужных затрат.
Заработок и траты владельцев
Цена посуточной аренды койко-места в небольших городах составляет около 200 руб. Что касается Санкт-Петербурга и Москвы, сумма значительно больше — от 750 руб. в сутки. Однако прежде чем устанавливать стоимость, следует учитывать район, удалённость от центра и общие условия, которые вы предоставляете посетителям.
Возьмём цену за проживание в среднем (допустим 750 руб.). Если ваш хостел рассчитан на 30 человек, месячная выручка составит около 675 000 рублей, при условии, если помещение будет заполнено до отказа. Лучше всего исходить из средней заполняемости (70%), и тогда выручка составит примерно 470 000 ежемесячно.
Теперь необходимо просчитать сумму основных расходов, которые будут затрачены на то, чтобы хостел работал постоянно и круглосуточно. Из персонала вам понадобятся несколько администраторов и горничная. Не нужно экономить на администраторах: оптимальный вариант принять на работу троих, работающих посменно и занимающихся как приёмом посетителей, так и хозяйственной деятельностью. Общая сумма, затрачиваемая на заработную плату для сотрудников составит 140-150 000 рублей в месяц. Также необходимо позаботиться и о бухгалтерии, обратившись в частную компанию, предоставляющую услуги по аутсорсингу. Это очень удобно и безопасно, потому что вся ответственность за отчётную документацию ложится на представителей аутсорсинга. Их задача — обеспечить корректное ведение документации и своевременную сдачу отчётности в налоговые органы и другие инстанции. К тому же, и оплата услуг аутсорсинговой компании обойдётся предпринимателю гораздо дешевле, чем наличие в штате персонального бухгалтера.
Цена оплаты коммунальных услуг прямо пропорциональна количеству постояльцев. Условно она может составить от 30 000 рублей в месяц, однако при определённых условиях «коммуналка» может оказаться и выше. Если всё правильно рассчитать и вычислить из общей суммы «первичную» прибыль с учётом всех расходов, её число окажется примерно 280 000 рублей ежемесячно. Вычтем из неё 15-20 000 на налоги, оплату рекламы, чая и кофе для постояльцев и получаем 240 000.
Срок окупаемости затрат
Каков же реальный срок окупаемости небольшого бизнеса? Если на ремонт и закупку оборудования было потрачено от 1,5 до 2 млн. рублей, а число среднегодовой прибыли составило 2,8 млн. руб., на полную окупаемость можно выйти в течение восьми месяцев. Если же вы купили недвижимость в собственность (допустим, за 3 млн. руб.), учитывая все изначальные вложения полностью окупить расходы возможно в течение двух лет.
Документация
Для того чтобы открыть бизнес, вам понадобится оформление ряда документов. На первый взгляд, это может показаться сложным, но главное — не бояться трудностей, и тогда процесс оформления не составит для вас больших хлопот. Прежде всего, определитесь с формой, согласно которой вы будете осуществлять вашу предпринимательскую деятельность: ИП или ООО. Затем надо обязательно поставить открытое предприятие или общество с ограниченной ответственностью на учёт в налоговый орган, получить разрешение от пожарников и заключить договор с какой-либо организацией на регулярный вывоз бытовых отходов.
Начинающие предприниматели часто спрашивают, какая форма деятельности для них лучше: ИП или ООО? Ответить на этот вопрос с детальным анализом ситуации в вашем городе или регионе смогут представители аутсорсинговых компаний, к которым вы обратитесь за бухгалтерской помощью. Они дадут дельные советы не только по выбору формы работы, но и по выбору системы налогообложения.
Реклама и продвижение
Есть несколько организационных и рекламных моментов, помогающих предпринимателям эффективно продвигать хостелы, делая их прибыльными и популярными:
- Первое, о чём следует подумать — найти свою нишу, определить «изюминку» вашего средства размещения таким образом, чтобы превратить его в уникальное заведение, рассчитанное на определённую аудиторию. Организуйте бесплатные напитки, интернет, уютную зелёную зону, закажите необычное оформление помещения у дизайнеров — и вы получите прекрасное место, куда посетители будут стремиться снова и снова;
- Учитывайте потребности клиентов, стараясь давать им то, что они желают получить. Создайте образ идеальных гостей, которые могла бы стать вашей постоянной аудиторией. Это могут быть молодые люди, студенты, пенсионеры, фрилансеры. Важно учитывать их стиль жизни, уровень дохода и пожелания, чтобы создать в заведении необходимый уровень комфорта;
Чистота в помещении — один из основных залогов его успеха. Не экономьте на услугах горничной. Если посещаемость высокая (особенно это может стать актуальным в летнее время и в праздничные дни) — наймите двух горничных, чтобы номера и общественные места всегда сияло идеальной чистотой. Обустройте хорошую вентиляцию, чтобы избежать появления неприятных запахов. Уделяйте особое внимание санузлам и кухне, регулярно проверяйте качество уборки или возложите контроль за работой горничных на одного из администраторов; - Обеспечение безопасности. Конечно, гости приезжают в хостел, имея при себе ценные личные вещи: документы, деньги, банковские карты, украшения, ноутбуки, фотоаппараты. Позаботьтесь о шкафчиках для их надёжного хранения, чтобы люди были уверены в сохранности своих вещей и не проявляли беспокойства. Оптимальный вариант, который следует рассмотреть предприимчивым и заботливым владельцам — использование гостями личных карт для открытия персональных шкафчиков. Ну и разумеется, мужчин и женщин всегда нужно селить отдельно друг от друга.
- Рекламируйте своё заведение. Используйте для этого социальные сети, создавая в них сообщества и регулярно контролируя их деятельность. Одного сайта будет уже недостаточно, потому что большая часть людей постоянно «обитает» в социальных сетях и ищет недорогие средства размещения именно там. Общайтесь со своими гостями, предлагайте им принимать активное участие в жизни вашего бизнес-сообщества в обмен на скидку за следующий визит. Запишите видеотрансляцию, в которой общительный гость или гостья оставят о вас тёплый и креативный отзыв, попросите посетителей оставить комментарии в группе заведения во «Вконтакте» и рекомендовать вас друзьям и знакомым. Максимально используйте возможности видеотрансляций, устраивая их, например, из мест общего пользования или даже комнат, чтобы люди составляли цельное представление о заведении. Если вы разместите информацию о себе во всех реальных источниках, предлагающих бронирование номеров, этим вы обеспечите регулярный поток посетителей независимо от сезона. Комиссионные сборы за такие услуги минимальны и в скором времени непременно себя окупят.
Организация и работа хостела — непростой и трудоёмкий процесс, требующий определённых способностей и знаний в сфере законодательства и экономики. Если вы считаете гостиничный бизнес своим призванием, попробуйте начать именно с этого, и у вас всё обязательно получится.
Как вам статья?