Вы только что окончили психологический факультет и желаете начать частную практику? С одной стороны, звучит заманчиво: независимость, постоянные клиенты, интересные клинические случаи, профессиональный рост… Но так ли просто стать самостоятельно работающим успешным специалистом с постоянной клиентской базой и (самое главное!) стабильным заработком? Безусловно, «раскрутиться» здесь и сейчас не получится. Для этого необходимо время и определенная тактика, включающая в себя ряд последовательных действий.
Научитесь внятно объяснять людям, чем вы занимаетесь
Казалось бы, проще простого, однако на самом деле у новичков это выглядит порой смешно и даже нелепо. Не так просто определиться с тем направлением, в которым вы обязательно состоитесь как специалист и сможете оказывать людям реальную помощь. Допустим, у вас получилось заинтересовать, «зацепить» собеседника, и он начинает более подробно спрашивать, как вы помогаете людям решить их проблемы. Более «продвинутые» в сфере психологии люди сразу могут задать вопрос в лоб: «А какое направление в психологии вы практикуете?». Вам нужно заранее быть готовым к вопросам, которые задают люди, и отвечать на них четко и внятно — так, чтобы вызвать у них живой и конкретный интерес к вашей профессии.
Встречаются как молодые специалисты, так и психологи постарше, любящие в разговоре с потенциальными клиентами использовать «умную» профессиональную терминологию и употреблять малоизвестные людям слова. Это фатальная ошибка. Злоупотребляя профессиональной лексикой, вы не только вгоните собеседника в тоску, но и заведомо не сможете вызвать у него доверия. Термины и, более того, заученные фразы из учебников и конспектов могут оказаться уместными в беседе с коллегами или на профессиональных тренингах и форумах, но никак не среди людей, нуждающихся в помощи или поддержке.
Вот несколько простых правил, которые вы можете заранее взять на вооружение:
- научитесь «подстраиваться» под уровень собеседника, говоря с ним на его языке;
- смысл своего направления (или направления) в психологии объясняйте простым языком, подкрепляя его примерами из жизни или известных литературных произведений;
- в беседе с потенциальным клиентом никогда не старайтесь выглядеть очень «крутым» и умным. Имейте в виду, что собеседник ожидает помощи, а не красивых фраз и пространных лекций по психологии.
Общение с людьми на их языке и умение своевременно распознавать их нужды и потребности — вот главный шаг к тому, чтобы обрести первых клиентов.
Продумайте партнерство с другими специалистами
Это уже один из ответов на вопрос, где искать клиентов начинающему психологу. У вас наверняка есть друзья или знакомые, занятые в социальной сфере:
- врачи;
- массажисты;
- фитнес-тренеры;
- диетологи;
- воспитатели;
- учителя и т. д.
Подумайте над тем, что кто-нибудь из них в разговоре может порекомендовать вас как грамотного и отзывчивого специалиста. Конечно, такая методика «выстреливает» далеко не всегда, но и ее необходимо взять на вооружение. Принцип «сарафанного радио» никто не отменял, а ваши друзья будут рады, если у них получится оказать психологическую помощь кому-либо именно через вас. Можете дать вашему приятелю, работающему в фитнес-клубе или детском учреждении, несколько визиток, которые он при удобном случае вручит человеку, нуждающемуся в услугах психолога. Не упускайте малейшей возможности ненавязчиво, коротко и ясно рассказать о себе и об оказываемых вами услугах.
Ищите клиентов самостоятельно
На самом деле, это не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Задумайтесь над тем, в каких общественных местах обитает ваша целевая аудитория. Если вы детский психолог, посещайте детские мероприятия, куда родители приходят вместе со своими детьми. Пробуйте завязать общение и душевные разговоры: на подобных мероприятиях это получается легко и просто. Если вы считаете себя бизнес-коучем — посещайте тренинги и встречи для деловых людей. Таким образом вы убьете сразу двух зайцев: и хорошо отдохнете, и заведете новые знакомства, которые могут оказаться для вас полезными.
Перед тем как отправляться на такое мероприятие, продумайте то, как вы будете себя вести и как собираетесь презентовать себя. Ясно, что без внутреннего напряжения здесь не обойдется. Чтобы его снять, превратите первый поход в увлекательное приключение: представьте, что вы идете на разведку или охотитесь на потенциальных клиентов:
- придумайте себе образ, в котором будете чувствовать себя максимально естественно и комфортно;
- заранее заготовьте несколько ответов на популярные вопросы;
- поставьте себе вначале простую задачу вроде «завязать разговор и оставить визитку» и поощрите себя чем-нибудь приятным после ее выполнения.
Старайтесь «влиться» в аудиторию, в которую попадете. Постарайтесь стать ее временной частью, а если получится — то и душой компании, к которой всегда можно обратиться за консультацией и советом.
Продвижение услуг в Интернете
Популярная ошибка начинающих психологов в том, что они пытаются привлечь свою аудиторию, слепо «покупая» число подписчиков своей страницы или группы во «Вконтакте» или Instagram и обращаясь за помощью в раскрутке к сомнительным рекламщикам. Ниже приведен список того, что ни в коем случае не следует делать:
- кидать заявки в друзья незнакомым людям, навязывая им свои услуги;
- накручивать подписчиков с помощью ботов (этим вы только оттолкнете людей);
- делать рассылки людям, которые в вас не заинтересованы (даже если они являются вашими друзьями или знакомыми Вконтакте или другой соцсети).
Вестись на обещания рекламщиков о том, что они привлекут к вам клиентов в короткие сроки тоже не следует. Далеко не факт, что это произойдет вообще, к тому же, вести свою страницу или группу в социальной сети вы можете самостоятельно. Для начала выкладывайте интересные посты и предлагайте помощь у себя на странице. Желательно не указывать публично стоимости ваших услуг, а договариваться с людьми в личных сообщениях, чтобы не быть заблокированным администрацией.
Расширять свою целевую аудиторию вы можете, регулярно мониторя группы психологической помощи. Во «Вконтакте» их очень много, и первых людей, желающих к вам обратиться, реально найти именно там. Если вы читаете ленту сообщений и видите, что кто-то просит о помощи или совете, такому человеку уже можно написать даже в личные сообщения, поскольку он — заинтересованное лицо и, скорее всего, не забанит вас как рассыльщика спама. Как будет разворачиваться ваш диалог в дальнейшем — зависит от вашего искусства выстраивать общение и от желания человека получить помощь именно от вас.
Пытаясь найти свою аудиторию в социальных сетях, не злоупотребляйте возможностью рассылки сообщений незнакомым людям и не нарушайте установленные правила общения.
Если у вас есть желание и возможность, создайте личный сайт и подумайте над способами его продвижения. Работать с сайтом гораздо сложнее, чем со страницы социальной сети, но и это тоже виртуальный ресурс, который может принести хорошие результаты при грамотном подходе. Зачем психологу личный сайт:
- именно там вы можете более подробно рассказать о себе и о своем направлении;
- именно там есть возможность выкладывать научные статьи и другие публикации в удобном для просмотра формате;
- наконец, личный сайт — это своего рода портфолио, знакомство с которым несомненно вызовет у клиента куда большее доверие, нежели страница в соцсетях.
Пробуйте разные способы продвижения своих услуг, не переходя допустимых границ. Научитесь чувствовать людей и своевременно оказываться в нужное время в нужном месте — и в скором времени на горизонте появятся клиенты, которые выберут именно вас.
Как вам статья?
:idea: