Конфликты на работе: причины и пути решения

Конфликты на работе неизбежны, даже если лично у вас отличный характер и умение налаживать контакты с разными людьми. Даже отточенные коммуникативные навыки не позволяют нам избавиться от возникновения конфликтных ситуаций раз и навсегда. Что поделать: такова человеческая природа, и если мы сами не вступаем в намеренную конфронтацию с окружающими, рядом с нами всегда найдутся люди, столкновение с которыми оборачивается скандалом и постоянным чувством дискомфорта.

конфликты на работе

Суть феномена «профессионального скандалиста» в популярной психологии

«Профессиональный скандалист» обязательно найдется в любом рабочем коллективе, особенно если речь идет о крупном предприятии. Он не выдерживает никакой критики, обращенной лично к нему, и всегда считает ее оскорбительной, инициируя конфликт по этой причине.

Таким образом, конфликты в профессиональной среде являются некой неизбежностью, с которой вольно или невольно следует считаться. На работе любому из нас всегда приходится стоять на своем и честно говорить другим людям, если они допускают ошибки или, например, регулярно опаздывают. В данном случае на первое место выступает трудовая этика, но скандалисту ее вопросы бывают глубоко безразличны, особенно когда находится в постоянном состоянии аффекта и готов «взорваться» по любому поводу.

Хотим мы этого или нет — мы вынуждены воспринимать конфликтные ситуации как естественную часть рабочего процесса. Если речь идет о временных локальных столкновениях, их можно «утрясти» в максимально короткое время. Это удастся сделать в том случае, когда и та, и другая сторона понимают суть происходящего и нацелены не на склоки, а на результат совместно проделанной работы.

Однако если мы имеем дело с «хроническим профессиональным скандалистом» либо с человеком, которому не чужды правила грязной игры, в ход вступает ряд очевидных приемов, применяемых им как интуитивно, так и осознанно:

  • переход на личности;
  • прямые оскорбления;
  • оскорбления завуалированного типа;
  • подмена понятий;
  • постоянные провокации;
  • отсутствие конструктивного подхода.

Рабочий процесс останавливается, обстановка в коллективе накаляется, а обстановка по своей сути напоминает обычную бытовую свару, остановить которую бывает очень сложно. Для того чтобы прекратить подобное развитие конфликта, следует более подробно ознакомиться с причинами, побуждающими агрессора демонстрировать окружающим столь недостойные и деструктивные формы поведения.

конфликт в офисе

Чего требует профессиональный скандалист?

Заметим, что такие люди сами, «на добровольных началах» вступают в конфликтную ситуацию либо являются ее прямыми инициаторами. Психологи утверждают, что личности такого типа раньше не один раз в жизни переживали моменты, когда их унижали и, возможно, не ставили ни во что. Большая часть проблем такого рода кроется в отношениях между детьми и родителями. Повзрослев, человек сознательно или бессознательно начинает требовать «моральной компенсации тяжелого детства» у окружающих, пытаясь унизить и оскорбить их по любому поводу.

Конфликтные личности обладают рядом типичных черт характера:

  • патологическая подозрительность на грани параноидальных проявлений;
  • контроль за своим окружением;
  • болезненная реакция на любое, даже самое безобидное замечание;
  • поведение по типу: «Лучшая защита — это нападение». Вступая в конфликт с другими, человек часто считает, что этим заранее защитит себя от возможных унижений, которым, следуя его логике, его желают подвергнуть все вокруг.

Даже если кто-нибудь из коллег по работе «осмеливается» обратиться к такому сотруднику с полезными предложениями, человек заведомо воспримет это как намеренную обиду в свой адрес и будет считать, что его унизили и проигнорировали его профессиональную компетенцию. Он живет в своем ограниченном мире, не понимая, что на самом деле окружающие не желают ему зла, а деструктивное поведение порой вызывает у них не только недоумение, но даже сочувствие.

Таким образом, скандалист постоянно чувствует, что личному достоинству якобы угрожает опасность и пытается избавиться от этой мнимой опасности. Свое достоинство он защищает путем унижения чужого — вот и весь секрет подобного поведения.

Какие цели преследует агрессор?

Главная цель — задеть вас как можно больнее, чтобы вызвать у вас бурную ответную реакцию. В ход, как правило, идут несколько стандартных фраз:

  • «женщины глупые и ничего в этом не понимают»;
  • «ты ещё слишком молод, чтобы указывать мне, что делать»;
  • «понабрали на работу кого попало!»;
  • «пристроили по блату — теперь выпендривается!» и так далее.

Такие оскорбления, как уже отмечалось, могут быть высказаны прямо и безапелляционно либо путем желчных намеков в сторону кого-либо из коллектива. Этическая сторона вопроса агрессора не волнует, а личных границ для него не существует и вовсе. Задача — добиться своего, «задев» собеседника как следует и довести человека этим до кондиции. Так стандартная рабочая ситуация выходит за все рамки приличия, становясь обычным бытовым конфликтом.

Фатальная ошибка — начать вести себя так же, как и агрессор.

Чего не следует делать в данном случае:

  • оскорблять в ответ (ему только этого и надо);
  • показывать, что слова вас задевают;
  • повышать голос и требовать от скандалиста уважения.

Если ему удастся вывести вас из себя — цель будет достигнута, а решение рабочего вопроса придется отложить в «долгий ящик».

Как выйти из подобной ситуации? По мере возможности, не следует допускать ее перерастания в бытовой конфликт. Это не означает, что нужно постоянно избегать конфронтаций. Ваша задача — всеми силами попытаться оставить ситуацию в определенных рамках, чтобы она не выходила за пределы делового общения.

конфликтные переговоры

Как избежать «бытовухи?»

Избежать ее сложно, но возможно. Что бы ни случилось, не «скатывайтесь» до уровня скандалиста, помня о том, что для вас важнее — рабочий результат, а не постоянное выяснение отношений. Если вы теряете самообладание, вы оказываетесь в полной власти агрессора, который в душе будет праздновать над вами победу. Есть ряд способов, которые помогут вам избежать откровенного скандала и удержать рабочий процесс в своих руках:

  1. Не спешите отвечать на выпады. Помните о том, что вашему собеседнику, каким бы желчным и скандальным он ни казался, тоже приходится несладко от самого себя. Подумайте о том, как можно было бы повернуть ситуацию, избежав ответной реакции.
  2. В разговоре с агрессором никогда не повышайте голос и особенно следите за тем, с какой скоростью вы произносите слова и фразы. Поначалу это непросто, но овладев этой методикой вы поймете, что спокойная реакция — это первый шаг к успешному разрешению нарастающего конфликта. Если вы, наоборот, будете говорить быстрее, громче и, хуже всего, собьётесь на ответный крик — ничего, кроме обоюдного скандала, у вас не получится. Более того, возникновение непоправимых деструктивных ситуаций в таких случаях неизбежно.
  3. Сделайте паузу в разговоре. Это не означает уклонения от ситуации. Вы просто откладываете её на некоторое время для того, чтобы в спокойной обстановке продумать свою дальнейшую тактику. Можно сказать собеседнику: «Сейчас у меня нет возможности выяснять с вами этот вопрос, давайте отложим разговор на завтра». Вполне возможно, что спустя некоторое время агрессор остынет и поймёт, что постоянно обижаться и кричать — не лучший выход из положения. Не исключена возможность, что в вашем коллективе есть человек, который обладает способностью положительно влиять на агрессора. Попробуйте попросить у него помощи и подключить к ситуации.
  4. Не подвергайте себя и ситуацию риску. Иногда люди считают, что убийственная шутка или веская короткая аргументация могут поставить агрессора на место, но так бывает далеко не всегда. Лучше быть корректным и не пытаться разрешить ситуацию мгновенно.
  5. Стимулируйте себя и окружающих тем рабочим результатом, которого нужно достичь. Концентрируясь на оскорблениях со стороны собеседника, вы рассеиваете своё внимание и не достигаете поставленной цели. Лучший выход из положения — любым путём придать разговору конструктивное направление.
  6. Не «заглатывайте приманки» в виде оскорбительных слов, теряя над собой контроль. Не позволяйте агрессору взять верх над собой и над окружающими, создавая в коллективе нетерпимую обстановку. Практика показывает, что избавиться от таких людей на работе не так-то просто, поэтому лучшим ответом на оскорбительны слова может быть примерно такая фраза: «Я вижу, что вы обижены и очень вам сочувствую, но работу, всё же, нужно довести до конца».

Главное — не поддаваться на провокации и следовать намеченной рабочей цели.

конфликт в коллективе

Как общаться с агрессором?

Есть несколько «золотых» и очень простых слов, которые помогут вам справиться с агрессией вашего собеседника и направить его энергию в конструктивное русло:

  • «да». Постройте свою речь так, чтобы она начиналась с этого утверждения — независимо от того, соглашаетесь вы с агрессором или искусно выстраиваете таким образом ряд контраргументов. Слово «да» всегда обозначает согласие и действует на других успокаивающе;
  • «мы». Местоимение «мы» обозначает, что вы не выключаете склочного и несчастного человека из сообщества, а, наоборот, считаете его частью коллектива. Этим вы покажете ему, что не идёте против него, а всегда готовы протянуть ему руку помощи и поддержки;
  • фраза «Понимаю, как вам нелегко!». Ее нужно произносить искренне, даже если в ход идут прямые оскорбления. Это поможет вам не сорваться, а собеседнику — не торжествовать.

Никогда не произносите уже заезженную фразу «Я вас услышал». В последнее время она носит исключительно негативный оттенок по причине ее частого употребления и у многих людей вызывает только раздражение.

Можно предложить разбуянившемуся коллеге перенести разговор на завтра или встретиться в другое условленное время, если вы видите, что он в гневе полностью «теряет связь с реальным миром».

Подобная тактика непроста, особенно для новичков, но только с ее помощью можно разрешать сложные моменты на работе. Вначале будет больно и обидно, но со временем вы поймёте, что такой способ, действительно, работает и научитесь не реагировать на оскорбления, а переводить конфликтную ситуацию в продуктивное и позитивное русло.

Как вам статья?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Приумножай.RU
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: