Что такое краудсорсинг? В переводе с английского языка слово «крауд» обозначает «толпа», а «сорсинг» —использование тех или иных инновационных ресурсов. При этом следует иметь в виду творческий потенциал ряда лиц, имеющих знания и опыт в разных сферах человеческой деятельности, связанных с коммуникативными навыками.
Краудсорсинг имеет сходство с более известным понятием — краудфандинг, однако они отличаются друг от друга. Под краудфандингом понимают, прежде всего, финансовые усилия определённой группы людей, а в данном случае подразумеваются не материальные, а «человеческие» ресурсы», направленные на достижение цели.
История появления
Слово «краудсорсинг» было придумано в 2006 году Джефом Хау. Он и его коллега в сфере маркетинга Марк Робинсон опубликовали статью, где были подробно описаны принципы работы механизма и то, какие шаги людям следует принимать для его практического воплощения.
Авторы сравнивают метод с аутсорсингом и описывают, чем они отличаются друг от друга. В процессе аутсорсинга специалисты выполняют ряд задач, получая за них денежную компенсацию. В краудсорсинге же участвуют, преимущественно, не профессионалы, а талантливые любители, не требующие денежного вознаграждения за свою работу. Иногда может идти речь о символической оплате их труда.
Компания «Сток Фото», которая сейчас является одной из успешных компаний на рынке, была первой организацией, прибегнувшей к использованию краудсорсинга. Например, другой фотобанк предоставлял возможность скачивать фотографии с его ресурса по цене от 100 до 150 долларов США, в то время как на «Сток Фото» пользователи могли скачивать фотографии всего за доллар. Выбор картинок был очень большой и неудивительно, что в дальнейшем это способствовало популярности и мощной «раскрутке» компании.
Загрузка на сайт фотографий проводилась обычными пользователями, которые любили фотографировать, а не профессионалами мира фотобизнеса. Люди делали это добровольно, потому что хотели обрести популярность в сети.
Согласно мнению японских и германских специалистов, краудсорсинг оказывает положительное влияние на деятельность крупных компаний. Именно с его помощью они могут значительно повысить эффективность своей работы, без необходимости финансовых вложений.
Механизм действия и очевидные плюсы
Коротко суть механизма можно описать таким образом: группа заинтересованных людей получает задание через интернет, а после его выполнения заказчик занимается внедрением лучших работ в деятельность компании.
Использование метода даёт предпринимателю ряд очевидных плюсов:
- привлекает к своей деятельности много интересных и талантливых людей, которых может найти в неограниченном количестве;
- может следить за всеми этапами выполнения задания, оптимально распределяя их между участниками;
- привлекает к проекту людей, таланты которых могут оказаться редкими и выдающимися,а в иных условиях они просто не могли бы реализоваться. Например, участник официально работает экономистом, но у него есть замечательное хобби в области дизайна — без постоянного места работы. Участие в таком проекте даёт ему прекрасную возможность реализовать свои таланты и «засветиться» на солидном сайте;
- он получает много разных вариантов готовых заданий, из которых выбирает лучший. Это гораздо выгоднее, нежели использовать штатного сотрудника. От него шеф получил бы один, от силы два варианта.
Как правило, участники программы стараются выполнить работу в установленные сроки, не задерживая хода процесса.
Каким бывает?
На основании области применения и видов задач краудсорсинг делят на несколько сфер:
- бизнес;
- социум и общество;
- политика.
Сфера бизнеса, пожалуй, наиболее популярна. Именно там нужно решать задачи, требующие нетривиального подхода. Многовариантность решений становится богатой «платформой» для использования методов краудсорсинга. Например, группа людей может заняться разработкой логотипа или привлекательного слогана компании, а также обложки сайта или творческого альбома.
В решении общественно-значимых вопросов также может быть задействован краудсорсинг. Это могут быть проекты, направленные на поиски пропавших людей, а также создание благотворительных организаций, строительство хосписов, детских садиков и т. д.
Область политики тоже не обходится без этого метода. Яркий пример — это интернет-голосование по поводу действия того или иного политика или общественного деятеля с высказыванием откровенных мнений.
Итак, с помощью метода реально:
- создать интересный контент или полезный продукт;
- найти лучшее решение в людом вопросе;
- найти пропавшего человека;
- собрать и обработать огромное количество информации за минимальное время;
- выяснить мнение социума.
Критика
Критики полагают, что используя «мнение толпы» общество не сможет сотворить что-то путное и имеющее хорошее качество. Они считают, что профессиональные специалисты никогда не станут обращать внимание на проекты подобного рода, поскольку в них не вкладываются финансовые ресурсы. Однако практика показывает, что краудсорсинг может стать одним из перспективных направлений будущего, а соглашаться с мнением критиков или нет — личное дело каждого.
Как вам статья?