Если вы решились на перемену места работы, важно позаботиться о своей репутации и сохранить её на высоте. Не сжигайте мосты и не совершайте чрезмерно резких поступков: неизвестно, какие внезапные встречи или контакты ожидают вас в будущем с бывшим начальником или коллегой.
Эпоха интернета лишний раз подчёркивает, что мир не так велик, как кажется, и бывшего коллегу мы можем внезапно «встретить» онлайн при курьёзном стечении обстоятельств — например, обмолвившись резким словом в неосторожной публичной переписке. Избежать подобных ситуаций вам поможет определённая тактика, освоить которую под силу каждому.
«Профессиональный след» и его влияние на будущее
На самом деле, всё очень просто. В зависимости от того, какой «профессиональный след» вы оставите за собой после ухода, дальнейшая карьера сложится хорошо или плохо. Уходя с прежней работы, вы не сможете окончательно «порвать все концы». Социологические исследования лишний раз подтверждают то, что большая часть потенциальных работодателей предварительно собирает информацию о кандидатах и регулярно обращается за ней на их прежние места работы.
«Наведение справок» неприятно любому из нас, однако такая практика будет существовать всегда: к новому человеку редко относятся с доверием, особенно если он приходит в компанию или фирму сам по себе, а не через полезные знакомства. Увы, далеко не каждый может похвастаться блестящими связями и тем, что, благодаря им, он легко окажется в «тёпленьком местечке», где о нём точно никто не станет наводить никаких справок.
Таким образом, вывод один: намереваясь уйти с прежнего рабочего места, старайтесь сделать это максимально красиво, честно, порядочно и без скандала, так как неизвестно, чем ваше поведение может обернуться в дальнейшем.
Разговор с руководителем
Первый правильный ход, ведущий к благополучному увольнению — вежливый приватный разговор с начальником, которому вы непосредственно подчиняетесь. Вы должны корректно, без раздражения рассказать руководителю, когда намерены покинуть компанию и объяснить, что послужило причиной вашего ухода.
Конечно, у вас появится огромное искушение сообщить о своих намерениях в телефонном разговоре или используя корпоративную почту, но лучше так не делать, поскольку оптимальный вариант — именно личный разговор.
Не следует раньше времени сообщать вашим коллегам по работе о том, что вы хотите уйти. Согласитесь, что руководителю будет очень неприятно узнать о ваших намерениях через «испорченный телефон». Только после того, как вы поговорите с начальником, приступайте к написанию официального заявления для отдела кадров.
Может, будет встречное предложение
Есть вероятность, что босс, узнав о желании уволиться, станет предлагать более выгодные условия сотрудничества. Имейте в виду такой момент и будьте морально готовы, чтобы не растеряться и не дать начальнику застать себя врасплох. Ещё до разговора спросите сами себя: «Если босс вдруг предложит мне повышение зарплаты, стоит ли мне соглашаться?»
Ответить на этот вопрос всегда сложно. К сожалению, руководство порой недооценивает своих сотрудников и может годами держать их на одной и той же должности, «нагружая» обязанностями и не повышая заработную плату.
Часто бывают такие ситуации: работник, написав заявление об увольнении, узнаёт от руководителя, что он ему предлагает долгожданное повышение и признание. Человек начинает колебаться и может остаться на прежнем месте работы. Однако спустя некоторое время он понимает, что такой ход руководителя уже не приносит ему ни радости, ни удовлетворения. Сотрудник просто «перегорает»: ему обидно осознавать хитрость поведения босса: «Неужели он начал меня ценить только тогда, когда я решил уволиться?»
Будьте осторожны при подобных контрпредложениях, так как поднимать свой статус в глазах начальства постоянно вы не сможете. Более того, никогда не сообщайте о подобных предложениях туда, куда вы планируете устроиться на новое место. Не факт, что на новом месте предложат аналогичные условия. Только вам решать, оставаться ли на прежней должности или, всё же, искать счастья в другом месте, где вас начнут ценить за профессиональные качества, а не за то, что вы решили покинуть компанию.
Предупредите руководство заранее
Как бы там ни было, об увольнении принято предупреждать заранее, не за один и не за три дня до ухода. Во всех компаниях и организациях есть официальный свод правил, который регламентирует процедуру увольнения сотрудников.
Правила следует уважать и ни в коем случае не игнорировать их. Изучите трудовое законодательство, принятое в России, чтобы подстраховать себя и избежать злоупотреблений со стороны руководства.
Помните, что срок отработки перед увольнением составляет не больше двух недель (если нет личной договорённости). За две недели вы вполне успеете передать все свои дела преемнику или тому же начальнику, если он не успеет найти нового сотрудника на ваше место.
Иногда руководство просит увольняющегося сотрудника задержаться подольше, но не соглашайтесь на период более одной недели. Пойти навстречу — всегда благородный жест. Он может сыграть положительную роль в том случае, если новый начальник станет наводить о вас справки. Однако растягивать надолго пребывание на старой работе не имеет смысла: на новом месте никто не станет ожидать вас в течение долгого времени.
Соблюдайте профессиональную этику
Перед уходом следует вернуть фирме технику, файлы, документы или объекты интеллектуальной собственности, которые вам не принадлежат. Часто руководитель просит увольняющегося сотрудника не разглашать ту или иную информацию о внутренних делах фирмы и подписать соответствующее соглашение. Сделайте и не задумывайтесь: главное — с вами остаются ваши навыки, которые ни один босс не потребует вернуть обратно.
Старайтесь хорошо работать до последнего
Никогда не опускайте руки, и не допускайте халатности на старом рабочем месте, чтобы не испортить даже самую безупречную репутацию. Тогда бывший начальник не станет отзываться о вас положительно, если кто-нибудь станет задавать ему провокационные вопросы. Оптимальный вариант — выполнять свои обязанности добросовестно до последнего рабочего дня, думая и о том человеке, который придёт в компанию и будет работать после вас.
Не отзывайтесь негативно о бывшем начальстве
Среди близких родственников, которые не выдадут информацию, вы вправе вести «кухонные разговоры», говоря что угодно. Однако не рекомендуется распространять негативные мысли и чувства в телефонных разговорах, в беседах с коллегами и (тем более!) в интернет-пространстве. Любое публичное высказывание может вылиться в очень неприятную ситуацию и интерпретировано другими лицами не в вашу пользу.
Наша карьера — не мимолётная фортуна, которая то благоволит к человеку, то поворачивается к нему «хвостом». Мы нарабатываем её десятками лет, а на пути можем встречаться с одними и теми же людьми, если речь идёт о постоянной работе в аналогичной сфере.
Бывшие коллеги тоже могут сыграть положительную роль в нашей жизни, если мы при увольнении тепло расстаёмся с ними. Например, они оказывают нам ценные услуги, помогают найти необходимые контакты и, наконец, в будущем становятся надёжными партнёрами по бизнесу.
Если следовать простым правилам, вы всегда останетесь в выигрыше и сохраните репутацию человека, на которого можно положиться в любой момент. Карьера всегда увенчается успехом, приличным заработком и новыми профессиональными достижениями.
Как вам статья?