Иногда предприниматель сталкивается с необходимостью (или возможностью) продажи бизнеса. Заманчивых предложений купить удачный стартап поступает много. Если вы решили выгодно продать своё дело, нужно тщательно выбирать покупателя, чтобы самому оказаться в выигрыше. Будьте готовы к тому, что интерес к покупке хорошего стартапа на рынке высок, а ваша задача — правильно и грамотно на него реагировать.
Хороший стартап — угроза для рынка
Даже если предусмотрительный бизнесмен в ближайшее время не собирается продавать свою компанию, он всегда в курсе её рыночной стоимости и знает круг людей, которые теоретически могут стать покупателями. В качестве покупателей можно рассматривать клиентов, партнёров, конкурентов и других людей, активно участвующих в рыночных процессах того или иного сегмента. При привлечении в компанию финансирования со стороны у вас появляются возможные покупатели среди представителей корпоративных фондов и частных инвестиционных предприятий.
Для того чтобы продать стартап максимально выгодно, ему необязательно приносить вам бешеную прибыль. Конечно, чем она выше, тем больше становятся шансы выгодной продажи бизнеса, но есть и другие факторы, оказывающие влияние на ход сделки и её благополучное завершение.
Есть одно условие, без которого вам будет непросто продать свой бизнес. У предпринимателя должна быть определённая рыночная доля. Как известно, хороший стартап является серьёзным конкурентом для других бизнесменов, а один из эффективных способов избавиться от подобной конкуренции — выкупить «опасное» предприятие в свою собственность.
Задайте себе прямой вопрос о том, насколько «опасен» ваш бизнес для других предпринимателей и только потом принимайте решение о его продаже.
Дожидайтесь выгодного предложения
Выгодное предложение может поступить внезапно и к нему нужно быть готовым. Всегда говорите потенциальному покупателю о возможной продаже бизнеса, чтобы стимулировать его к конкретным действиям. При общении с людьми говорите прямо, избегая неопределённых и «обтекаемых» формулировок речи.
Понимая, что каждый бизнесмен, обращаясь к вам, преследует определённые стратегические цели, не говорите ему этого в глаза, чтобы не показаться нетактичным. Лучше ограничиться корректным, но вежливым намёком, например: «Компанию можно выкупить по хорошей цене, если вы будете готовы её предложить».
Анализируйте предложения, поступающие вам, не заглатывая «наживку» сразу после первого разговора. Держите планку стоимости на высоте, не снижая цену, и только после этого переходите к серьёзным переговорам.
Не затягивайте процесс
Всегда есть вероятность, что запланированная сделка может сорваться. На практике люди сталкиваются с обещаниями выкупить их бизнес, которые не воплощаются в реальность. Всё, что вы можете сделать в подобных случаях — повысить эффективность своего дела, чтобы оно представляло для других участников рынка ещё большую опасность. Только тогда к вам станут обращаться с выгодными и серьёзными предложениями.
Ваша готовность к продаже стартапа
Ну и наконец, перед началом продажи следует ещё раз всё взвесить и понять, действительно ли вы готовы продать свой бизнес. Помните о том, что после завершения сделки компания больше не будет вашей собственностью. К такому факту порой трудно привыкнуть, особенно если речь идёт о первом опыте в предпринимательстве.
Если вы чувствуете уверенность в себе и готовность к действиям, не тяните, потому что новое дело вы сможете открыть сразу же после продажи старого. Более того, с приобретением опыта открытие и развитие нового ИП или ООО будут проходить намного быстрее и легче.
Как вам статья?