Многие считают бизнес всего лишь источником заработка, но у него имеются и иные стороны — например, социальная ответственность. Это понятие стали вводить с начала 2000-х годов в результате очередного экономического кризиса, заставившего людей пересмотреть смысл занятий бизнесом в более глобальном социальном аспекте. Если развивать сферу соцответственности в предпринимательской деятельности, это может кардинально изменить существующие экономические устои.
Ситуация в России
Сейчас в России всё чаще встречаются предприниматели, которые успешно занимаются благотворительностью и беспокоятся о том, в каких условиях постоянно пребывают работающие на них люди. В целом, многие бизнесмены понимают, что соцответственность — это значит:
- отвечать за условия работы сотрудников;
- обеспечивать им соцпакет и льготы;
- беспокоиться об экологическом состоянии страны.
Раньше, особенно в начале 90-х годов, считалось, что бизнес — это, прежде всего, деньги и статус и ничего более. Теперь же ситуация медленно, но верно меняется в лучшую сторону, хотя до европейского уровня и ситуации, наблюдаемой в том же Китае, россиянам ещё очень далеко.
Существует так называемый «социальный треугольник», по схеме которого выстраиваются отношения между разными группам людей:
- человеческие потребности;
- предприниматели;
- взаимоотношения с государством.
Если выстроить эту схему оптимально, взаимодействие на всех уровнях станет более эффективным и общественно значимым, без разрывов между представителями бизнеса и людьми, относящимися к другим слоям и профессиям.
Как уже упоминалось, Китай является отличным примером того, как далеко может уйти бизнес в плане социального предпринимательства. Благодаря совместным усилиям бизнесменов и государства китайцам удалось разработать одну из лучших схем, позволяющую предпринимателям улучшить уровень жизни граждан и проникнуться нуждами других людей.
В России и по сей день в определённых кругах принято уделять внимание только «денежной» стороне бизнеса, минуя его социальные и нравственные вопросы. К счастью, медленно, но верно такая тенденция сдвигается с мёртвой точки.
Суть «социального треугольника»
Основная суть «социального треугольника» состоит в отсутствии различий между политической и предпринимательской средой. В чём она заключается? Прежде всего, в подходе к соцобеспечению граждан. К примеру, человек находится на каком-нибудь высоком посту в администрации города. ОН прекрасно знает о том, что главный показатель, на основании которого вышестоящие инстанции будут оценивать его деятельность — то, насколько выросло благосостояние рядовых граждан, находящихся под его ответственностью.
При этом, у человека, находящегося на ответственном посту, полностью отсутствует «готовый» бюджет. Он тратит определённую сумму из личного дохода на то, чтобы решить главные соцзадачи в своём городе или регионе. Итог: все люди так или иначе являются заинтересованными в эффективности соцработы. При падении социальных показателей они запросто могут лишиться своей работы указанием «сверху».
Главная проблема российских реалий
Главная проблема российской «социалки» по прежнему в том, что она основана только на налоговых отчислениях. При этом, финансовые потери составляют от 50 до 70%, следовательно, возможность прямых отчислений сводится к нулю.
И если мы употребляем понятие «социальная революция», жалея добиться прогресса в данном направлении, важно полностью менять политическую парадигму и порядок мышления. Безусловно, это не делается быстро, но когда в приоритете у бизнесменов и представителей власти, наконец, окажутся социальные показатели, есть шанс, что в нашей стране всё станет меняться гораздо быстрее.
Как вам статья?