Первые торговые отношения появились между людьми ещё несколько тысячелетий назад. Со временем эти отношения усложнялись, пополнялись новыми схемами, приобретали новые особенности. В результате торговля стала самостоятельным сектором рыночных отношений.
Сегодня торговлю называют модным словом «ритейл». В переводе с английского это и есть розничная торговля. Понятие современного ритейла включает в себя весь процесс реализации различных товаров и услуг от производства до покупателя.
В арсенале современного ритейла есть целый ряд специализированных технологий, которые организуют и упрощают его работу. Например:
- территориальный поход к размещению магазинов;
- грамотная группировка разных категорий товаров;
- самообслуживание в торговых точках;
- по возможности минимальное присутствие торгового персонала в точках продаж;
- автоматизация процессов закупки, учёта и хранения товара на складах.
Таким образом, было бы ошибочно понимать ритейл нашего времени только лишь как торговлю. Сегодня это скорее продуманная система взаимодействия с большим количеством потребителей одновременно.
Основной задачей можно считать уменьшение финансовых и временных затрат на обслуживание каждого отдельного покупателя. Такой подход помогает сократить экономические издержки и поддерживать стабильные цены, что, в свою очередь, привлечёт новых клиентов.
Разговор о современном ритейле невозможен без упоминания онлайн-торговли, которая сейчас становится всё более популярной. Основное отличие онлайн и офлайн-ритейла заключается в организации площадки для проведения торговых операций. Но из этой глобальной разницы вытекает и много частных особенностей, а именно:
- ассортимент товаров. В онлайн-магазине товары нельзя «посмотреть поближе» или потрогать руками, поэтому очень важно наличие широкого ассортимента и качественно оформленной информационной карточки для каждого товара;
- цена. Онлайн-площадкам нужно уметь убедительно аргументировать свои цены, иначе покупатель в один клик перейдёт на страницу другого магазина;
- акции. В онлайн и офлайн-ритейле они работают по похожей схеме, но существует определённая разница в организации рекламных кампаний;
- выкладка. Для виртуальных площадок крайне важно создать простую и общедоступную навигацию, в то время как традиционные торговые точки ориентируются на принципы зонирования при выкладке товара;
- коммуникации. Если офлайн-магазины делают упор на вывески, ценники и листовки, то в онлайн-торговле используются ИТ-технологии: баннеры, рассылки, перекрёстные ссылки, тизеры и другое.
В России, как и во всём мире, онлайн-ритейл продолжает стремительно развиваться. Каждый год его доля в структуре всего ритейлинга неизменно растёт. Однако покупатели в маленьких городах всё ещё больше доверяют традиционным магазинам. Это по большей части связано с низким качеством сервиса в филиалах, расположенных в регионах. Поэтому основной задачей отечественного онлайн-ритейла на ближайшее время эксперты считают повышение качества обслуживания клиентов в регионах.
Как вам статья?