Руководитель — это не просто занимаемая должность. Прежде всего, речь идёт о человеке, имеющем определённый психологический тип личности. Здесь играют роль образ мышления, тактика, жизненная позиция.
Бывает так, что кому-то удаётся занять высокую должность, не являясь, при этом, лидером, к мнению которого прислушивается коллектив. Таким образом, уютное кресло и солидный кабинет — далеко не показатели того, что их обладатель является настоящим руководителем.
Психотип
Для того чтобы работать эффективно и корректно, руководителю нужно иметь яркие отличия от рядовых исполнителей и просто «специалистов». Главное для него — это ответственность и умение распределить обязанности между сотрудниками так, чтобы они блестяще их выполняли.
Если исполнитель отвечает только за свой сегмент работы, человек, который занимает руководящую должность, несёт ответственность абсолютно за всё: за своих подчинённых и за себя самого. Именно поэтому залог успешной работы в данном случае — это масштабное и позитивное мышление.
Опытный руководитель никогда не станет долго копаться в прошлых ошибках. После завершения проекта он проведёт «разбор полётов» в виде продуктивного собрания сотрудников и сумеет обратить ход мероприятия так, чтобы люди раз и навсегда поняли, что они сделали хорошо, а над чем нужно ещё поработать.
Основные правила работы
Руководителям рекомендуется действовать, используя следующие методы:
- создание благоприятной и справедливой атмосферы для сотрудников. Их необходимо хвалить, если они работают продуктивно и высказывать конструктивную критику, своевременно предупреждая негативные последствия. Необходимо правильно и тактично подбирать слова, чтобы человек не чувствовал себя обиженным и ущемлённым;
- взгляд в будущее. Если руководитель разбирает с коллегами совершённые ошибки, он всегда настроен на позитивное обсуждение и оптимистичный взгляд в будущее;
- чёткие формулировки. Когда, например, босс критикует сотрудников, ему не следует ограничиваться общими и абстрактными утверждениями о том, что «коллеги работали не так, как хотелось бы». Нужно ясно обозначить, кто из коллег и в каком сегменте работы сделал ошибку. Искусство диалога состоит в том, чтобы говорить открыто и уметь вести за собой людей даже если высказывается очевидная критика в их адрес. Например, если на публичном собрании речь идёт о конкретном сотруднике, будет справедливо предоставить ему слово и поговорить с ним откровенно. Ведь ошибки одного человека негативно влияют на весь рабочий процесс, а значит, и на коллег в том числе;
- позитивный настрой независимо от хода событий. Здесь всё предельно ясно: никогда не нужно заканчивать разговор или публичное собрание на негативной ноте. Следует подбодрить сотрудников и сказать о том, как ценен в коллективе каждый из них. Это послужит хорошей мотивацией не только для исправления ошибок раз и навсегда, но и в качестве отличного стимула для дальнейшей успешной работы.
На чём следует акцентировать внимание?
При общении с подчинёнными и в своих действиях следует акцентировать внимание:
- на уже имеющихся достижениях;
- на том, чего пока ещё недостаёт;
- на наличии определённых ресурсов и направлении их в продуктовое русло;
- на достоинствах (не недостатках) подчинённых;
- на успехе, как таковом, не зацикливаясь на неудачах.
Работа руководителя всегда должна строиться на любви к жизни и желании идти вперёд невзирая на неудачи. Конечно, это не единственное качество, определяющее настоящего лидера, но без него невозможно эффективно работать и поддерживать свой авторитет у окружающих.
Как вам статья?