Один из факторов, оказывающих сильное влияние на работоспособность и атмосферу в офисе — коллективный микроклимат. Он тесно связан с доверием, помощью друг другу и развитием в оптимальном направлении. С одной стороны, речь идёт о банальных вещах, но именно они во многом являются определяющими. Если климат в коллективе будет неблагоприятным, это может привести как к внутренним, так и внешним проблемам компании. Рассмотрим несколько способов, которые помогут улучшить ситуацию.
Важность обратной связи
Руководитель коллектива должен быть сознательным и зрелым человеком для того, чтобы обеспечить в коллективе создание климата, благоприятного для работы и здоровых взаимоотношений между сотрудниками. Иногда руководство прибегает к помощи специалистов в сфере коучинга, однако в любом случае важно помнить об обратной связи. Её следует выстраивать независимо от того, устраивает ли руководство психологические тренинги или семинары.
Обратная связь должна быть хорошо поставлена в коллективном и индивидуальном порядке. Важно регулярно обмениваться мнением и опытом, постоянно взаимодействуя с каждым членом команды. Такая тактика оказывает положительное влияние на психоэмоциональный фон людей и делает их более эффективными в рабочем плане. Когда начальник и подчинённые общаются в режиме постоянного диалога, можно с уверенностью говорить о том, что это приведёт к отличным результатам.
Главное правило обратной связи — всегда начинать разговор с положительных моментов, затем аккуратно переходить к критике и высказывать своё мнение по поводу управления и дальнейшего развития компании. Ни в коем случае нельзя переходить на личности. Заканчивать разговор рекомендуется тоже положительными комментариями и отзывами о работе, которая уже была сделана. Это мотивирует сотрудников и даёт им возможность почувствовать себя нужными.
Поиск слабого звена
Безусловно, без «токсичных» сотрудников порой не обходится ситуация в любом коллективе. Есть реальные случаи, когда такой человек вставал в открытую оппозицию к руководству, настраивая против него часть работников. Результатом становятся не выполнение повседневных обязанностей и достижение целей компании, а бесполезная трата сил на интриги, сплетни и попытки «подсиживания» руководителя. Когда «токсичный» сотрудник, наконец, оказывается уволенным, атмосфера в команде быстро приходит в норму.
Корпоративная культура и подбор персонала
Не секрет, что есть компании с более чем скромным доходом и заработными платами. Тем не менее, люди не спешат покидать такие места работы, потому что они ценят именно благоприятный мироклимат в коллективе. В России ситуация сложилась так, что психологическая обстановка на том или ином предприятии полностью зависит от личностных качеств собственника или гендиректора.
Атмосфера «Сбербанка» является отражением личностных качеств Германа Грефа, микроклимат в офисах банка «Тинькофф» — Олега Тинькова. Если собственник активно вовлечён во все процессы бизнеса, в том числе в стратегию и выполнение повседневных задач, после общения с ним или его представителями сразу становится ясно, какая обстановка царит в организации и довольны ли сотрудники своей работой.
Есть в России и компании, преобразованные из «жёстких» структур, наблюдавшихся в эпоху Советского Союза. Они до сих пор не отличаются гибкостью в подходах, в них сохраняются элементы бюрократии. Исходя из этого каждая организация должна подбирать таких сотрудников, которые органично впишутся в то, что уже давно получило название «корпоративной культуры». Если коротко охарактеризовать корпоративную культуру, она означает, что работники полностью разделяют цели компании и эмоционально вовлечены в происходящие в ней процессы.
Учитывая советское прошлое, в России есть категория менеджеров, прекрасно чувствующих себя в структуре с ярко выраженной вертикальной интеграцией. В то же время, у нас есть и директора, способные создать коллектив с демократичной системой управления.
Мониторинг ситуации
Климат в команде — явление, не отличающееся стабильностью, поскольку речь идёт о живых людях. В условиях кризиса даже самые хорошие отношения между сотрудниками могут подвергаться периодическому обострению, так как команда должна работать в стрессовом режиме, а угроза увольнения нависает над большинством подчинённых.
Качество и изменения эмоционального фона напрямую зависят и от руководства. Каждый руководитель — прежде всего, человек, у которого тоже могут измениться ситуация в жизни, статус и ряд приоритетов.
Независимо от личной ситуации, руководитель должен поддерживать со своими подчинёнными постоянную связь, общаться с ними и принимать реальные изменения, если они имеют место быть.
Часто руководству приходится тратить много сил и времени на формирование продуктивной команды, дополняющей и поддерживающей друг друга. Главное — чтобы все силы команды были направлены на развитие компании, в русло созидания, а не разрушения.
Получение максимума
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что добиться максимума реально, если:
- в коллективе сформирован здоровый психологический климат и его постоянно поддерживает руководство;
- есть обратная связь между руководством и сотрудниками и она не прекращается ни при каких обстоятельствах;
- из команды исключены «токсичные» работники. Конечно, никто не даёт гарантии, что они не будут периодически появляться. Задача руководства — их своевременное выявление и, желательно, увольнение;
- люди в команде являются единомышленниками, разделяющими её цели, идеологию и корпоративный дух.
Если руководитель не станет ставить «стену» между собой и сотрудниками, он будет избавлен от тех ситуаций, которые часто кажутся внезапными, но на самом деле назревали очень давно. Общение с коллективом — это не только мотивация людей на продуктивную работу, но и гарантия того, что все процессы в компании находятся под контролем.
Как вам статья?