Что делать, если еда в ресторане вдруг оказалась некачественной? Расскажем, как действовать по закону.
В заведениях общественного питания отношения между потребителем и рестораном регулирует закон о защите прав потребителей и правила оказания услуг общественного питания.
Между посетителем и рестораном существует устный договор, который условно можно описать так: ресторан обязуется принести заказанное блюдо, а посетитель — его оплатить.
Что должен сделать официант
У официанта, как у представителя заведения, есть ряд обязанностей перед вами. Например, он должен предоставить вам полную информацию о блюде, причем не только ту, что есть в меню. Вы имеете право знать:
- Все ингредиенты, которые входят в блюдо, а также способ его приготовления (варка, жарка, тушение и т.д). Никаких секретных ингредиентов быть не может;
- Как можно оплатить заказ: только наличными, наличными и по карте;
- Вес блюда на выходе;
- Пищевую ценность и количество нутриентов: белков, жиров и углеводов.
Что делать, если принесли не то
Если вместо индейки принесли свинину или говядину, то вы имеете право не платить за блюдо. Правда, есть одно но: отказаться от заказа нужно до того, как вы его съедите. Иначе это будет нечестно по отношению к заведению.
Этот момент касается любых изменений блюда, которые были не согласованы с вами. Если петрушку заменили на кинзу, а сметану — на майонез, то просите скидку или просто отказывайтесь платить. То, что лежит на тарелке, должно полностью соответствовать описанию в меню.
Вы можете попробовать блюдо, чтобы понять, действительно ли это оно. Однако, если хотите, чтобы его не включали в меню или заменили — не съедайте полностью.
Кстати, если есть сомнения в весе принесенного блюда, всегда можно попросить принести весы и измерить блюдо прямо при вас. В случае если вес действительно окажется меньше, блюдо должны или заменить, или не включить чек. Подобные махинации — серьезное нарушение, за которое ресторан могут оштрафовать.
Что делать, если принесли некачественное блюдо
Ресторан обязан предоставлять продукт, пригодный для использования. Еда должна быть свежей и не вредить здоровью. Поэтому заведениям общественного питания запрещено использовать фляжное молоко без кипячения. Кстати, мясную начинку в пирожки можно положить только в том случае, если она была приготовлена на более двух часов назад. Вот несколько критериев некачественного блюда:
- Сырое или подгорелое. Например, если вам принесли пирог с полусырым тестом, плохо прожаренную курицу или подгорелые оладьи, вы имеете право отказаться от заказа. Правда, здесь есть несколько подводных камней. Стейк из говядины может быть непрожаренным, однако в хороших ресторанах этот момент обговаривают при заказе. Подгорелость на пицце вполне может оказаться фишкой.
- Остывшее или растаявшее. Расплывшееся мороженое лучше попросить заменить — вид уже точно не товарный. Это же касается и холодной еды: просите замену или хотя бы подогреть.
- Испорченное. Продукты в блюде должны быть свежие. Поэтому никаких перцев с плесенью и прокисшей сметаны.
- Посторонние предметы. Да, суп с волосом — некачественное блюдо.
Если вы отравились в ресторане, то имеете право обратиться в суд. Однако для этого обязательно зафиксировать факт плохого самочувствия. Кстати, когда речь идет о массовом отравлении, имеет смысл обращаться за независимой экспертизой. Вполне может оказаться, что в ресторане большие проблемы с гигиеной, а у персонала нет медкнижек. В таком случае велика вероятность, что суд обяжет заведение возместить все убытки, заплатить штраф и моральный ущерб. Прецедентов таких ситуаций уже было много.
Однако помните: суд не всегда встает на сторону потребителя!
А что, если заставляют платить
Да, такое тоже может быть. Вот, как действовать в такой ситуации.
- Просите жалобную книгу. Она должна быть в абсолютно любом заведении — это закон.
- Конкретно и без лишних эмоций опишите проблему. Не забудьте сфотографировать страницу с жалобой — ее могут вырвать.
- Сфотографируйте нарушение, например, муху в супе, розовое мясо курицы и т.д.
- Сообщите администратору или официанту, что планируете обратиться в Роспотребнадзор. Обычно на этом шаге все заканчивается. Персонал видит серьезные намерения и идет на уступку.
- Если этого не случилось — оплатите счет.
- Пишите в Роспотребнадзор. Прикладывайте жалобу, чек и фиксацию нарушения. Затем можно пойти в суд. Однако это уже крайняя мера.
А вы сталкивались с некачественной едой в ресторане? Как поступали в таких ситуациях? Расскажите в комментариях!
Как вам статья?