Чай в России пьют практически все. Можно сказать, что в нашей стране уже сформировалась своя чайная традиция, хотя своими корнями это понятие уходит в Китай. Если вы являетесь поклонником этого продукта, то можете организовать свой небольшой бизнес по продаже, предварительно более подробно ознакомившись с историей и разновидностями чая.
Краткие сведения
Как уже было сказано, свою историю чай ведёт из Китая. Есть легенда о том, что в 2737 году до нашей эры один из китайских императоров сидел под раскидистым деревом. Слуга императора находился неподалёку и кипятил воду для питья. Случайно в ёмкость с водой упали несколько древесных листочков. Император был заядлым травником, и ему стало любопытно, что может получиться. Настойка ему очень понравилась, а дерево, с которого упали листочки в бадью с кипятком, называлось китайской камелией. Так, согласно легенде, у людей появился чай.
Безусловно, легенду не стоит воспринимать буквально, но ясно одно: этот напиток был известен в Китае ещё задолго до того времени, как он попал в европейские страны. Главным национальным китайским напитком чай стал при императорах таньской династии (события происходили уже позже, в 618-906 гг. новой эры). С тех пор о нём было написано много разных книг, а сам процесс приготовления напитка назвали «чайной церемонией».
Упоминание чая в Европе датируется второй половиной XVI века. По одной из версий, в европейские страны его завезли голландские купцы, вторгавшиеся с восточной стороны на маршруты португальцев. В начале XVI века из торгового порта на острове Ява люди отправили в Голландию первую партию китайского напитка.
Разновидности
Любой вид ведёт своё происхождение от дерева под названием китайская камелия. Вначале бывает непросто понять, почему существует столько разнообразных сортов. Всё зависит от того, в каких условиях производилось выращивание культуры и каким образом её обрабатывали. В настоящее время человечеству известно более трёх тысяч сортов.
Технологический процесс, который лежит в основе производства любого вида, включает несколько шагов:
- вяление;
- скручивание;
- ферментацию;
- сушку;
- процесс сортировки.
Обработка белого чая очень проста: его достаточно просто собрать и высушить. Сушат его на открытом солнце либо с использованием специализированной сушильной техники. Листья у белого сорта могут быть разных цветов: например, зелёного, коричневого или белого. Заварка имеет характерный зелёный либо желтоватый оттенок, а аромат и вкус у неё очень тонкие и деликатные.
Термическая обработка зелёного сорта выглядит более сложной. Вначале свежий лист подвергают паровой сушке, после чего лист нужно скрутить и обжечь, в целях полноценной сушки. Заваренный напиток выглядит зелёным или жёлтым, с приятным травянистым вкусом.
Производство улуна, пожалуй, является одним из сложных технологических процессов. Различают пять шагов этого процесса, в ходе которых листья и скручивают, и подсушивают, и дают им «отлежаться». Вкусовые качества улуна более изысканны, он мягкий и немного терпкий, с оттенками цветов или фруктов.
Чёрные чаи готовы к употреблению в течение суток. Заварка знакома всем: обычно, она имеет коричневый или густой красноватый цвет. Аромат у качественного чёрного чая самый насыщенный и яркий. Сам напиток можно сделать крепким и употреблять с добавлением сахара или молока. Именно чёрный сорт служит основой для всех холодных напитков.
Пуэр вначале обрабатывают как зелёный сорт, но после сушки листьев его часто подвергают прессованию, упаковывая в плотные брикеты, имеющие декоративный вид. Срок производства пуэра, в зависимости от технологий, может варьироваться от 2-3 месяцев до многих лет. Если пуэр имеет длительную «выдержку», его часто называют живительным из-за терпкого и приятного древесного аромата и богатой палитры вкусовых оттенков.
Лечебные свойства
Если говорить о целебных качествах, лучше сразу делать акцент на том, что речь идёт о напитках, приготовленных не на основе камелии, а на основе лекарственных трав. Однако и классические чаи не менее полезны для нашего организма. Поскольку в состав любого чая входит стимулирующее вещество — кофеин, напиток имеет выраженное тонизирующее действие. Любой чай хорошего качества улучшает обмен веществ и способствует сжиганию жировых отложений.
Антиоксиданты, содержащиеся в листьях, предотвращают развитие в организме человека раковых клеток и оказывают благотворное воздействие на сердечно-сосудистую систему. Также обладает лёгким антисептическим эффектом, поэтому его рекомендуют пить при простудных заболеваниях.
Список популярных брендов
Основных представителей российского рынка можно пересчитать по пальцам, но они уже в течение многих лет твёрдо держат свои позиции:
- «Юнилевер Русь». Корпорация англо-голландского происхождения. Занимается производством марок «Брук Бонд», «Липтон», «Беседа»;
- «Май». Отечественная компания. Она производит не менее известные продукты: «Лисма», «Кёртис», «Майский»;
«Орими Трейд». Тоже российский производитель. Это марки: «Тесс», «Гринфилд», «Принцесса Ява»; - «Сапсан». Партнёрская группа, которая работает в России. Их марки: «Гордон», «Акбар», «Бернли».
Основная масса чайного листа попадает к нам в страну с острова Шри-Ланка. Также поставки идут из Индии, Китая и Кении. В России тоже есть места, где выращивают чайный лист — это Адыгея и Краснодарский край, но по сравнению с крупными компаниями отечественное производство не может составить им конкуренцию.
Фасовка осуществляется на российских предприятиях, а все сорта и виды продукта доступны по стоимости любому потребителю.
Анализ «чайного рынка»
Поскольку большая часть россиян предпочитает чай в качестве основного напитка, российский рынок изобилует огромным количеством сортов. Они бывают как премиальными, так и «бюджетными». Производители постоянно обновляют упаковки, делая их как можно более оригинальными. Потребительский объём в РФ, в среднем, колеблется от 1 до 1,2 кг в год.
Объёмы «чайного» потребления в нашей стране высоки: мы находимся на 4-м месте после Турции. При этом:
- более 60% наших соотечественников пьют чёрный сорт;
- ароматизированные сорта на основе чёрного предпочитают около 18%;
- зелёный и смеси употребляют около 15% населения.
Поскольку в последние несколько лет доход россиян значительно снизился, люди чаще всего покупают недорогой и ходовой товар. Однако время от времени хорошо реализуются и подарочные наборы, особенно в преддверии праздничных и выходных дней.
Поставки в Россию осуществляются из ряда стран:
- 50 000 тонн — из Индии;
- 37 000 тонн — с о. Шри-Ланка;
- 22 000 тонн — из Кении.
Кроме того, Индонезия, Вьетнам и Китая поставляют нам примерно 35-40 000 тонн нефасованного чая ежегодно.
Не секрет, что по причине недостатка времени люди всё больше отдают предпочтение чаю в пакетиках. Таких потребителей насчитывается примерно 60-70% от общего числа.
Последние данные, приведённые Росстатом, свидетельствуют от том, что цены постепенно растут. Резкий подъём цен на чай был отмечен в начале 2015 года. Пакетированный стал дороже на 30%, а листовой — на 40%. Это было связано с тем, что курс российского рубля стал ниже по сравнению с другими денежными единицами. В 2016 году наблюдалось незначительное повышение цен, которое составило всего около 5%.
Как вам статья?